Ученые обнаружили сотни древних церемониальных памятников, многие из которых принадлежали цивилизации майя и были скрыты в джунглях современной южной Мексики. Самая крупная из этих построек — Агуада Феникс. Руины представляют собой самый старый и большой памятник культуры древних майя из когда-либо обнаруженных.
Международная группа ученых под руководством антрополога Такеши Иномата из Университета Аризоны сообщила об идентификации почти 500 церемониальных комплексов, восходящих не только к майя, но и к другой мезоамериканской цивилизации, которая оставила свой след на земле даже раньше, чем цивилизация Ольмеков. Участки, идентифицированные в новом исследовании были обнаружены с помощью LiDAR. Лазер сканировал землю во время аэрофотосъемки, определяя трехмерные археологические структуры, спрятанные под растительностью джунглей и ландшафтом.
Данные, полученные с LiDAR, авторам исследования предоставил Национальный институт статистики и географии Мексики. Эти данные были собраны с территории площадью 85 000 кв.км. Когда ученые провели их анализ, они выявили сотни церемониальных памятников, расположенных в мексиканских штатах Табаско и Веракрус. Большинство новых открытий намного меньше, чем Агуада Феникс, длина которого превышает 1400 м.
По словам исследователей, ранее невиданная учеными планировка древнего ольмекского города Сан-Лоренцо — старейшего городского центра ольмеков, датируемого примерно 1150 г. до н.э. — может рассматриваться как повторяющийся мотив в более поздних постройках майя, которые перекликаются с центральным пространством Сан-Лоренцо.
Всегда считалось, что Сан-Лоренцо уникален с точки зрения построения пространства и этим отличается от более поздних городов. Но сейчас стало очевидно, что Сан-Лоренцо и Агуада Феникс очень схожи: в частности, у них по центру имеется прямоугольная площадь, окруженная платформами.
Это говорит о том, что идеи постройки Сан-Лоренцо позднее были использованы майя. Если это так, ученые обнаружили важную связь между этими двумя цивилизациями, которые частично пересекались по времени, но достигли своего пика в разных главах мезоамериканской истории: ольмеки процветали в так называемый формативный (доклассический) период (2000 г. до н.э. – 250 г. н.э.), тогда как доминирование майя выросло в классический период (250–900 гг. н. э.)
Прямоугольный сложный дизайн исторических памятников предполагает, что межрегиональные взаимодействия между ольмеками и майя были более сложными и разнообразными, чем считали раньше.
Некоторые из найденных памятников ориентированы на восход солнца в определенные даты в мезоамериканских календарях, а это позволяет предположить, что ритуальные процессы связаны с космологическими концепциями, привязанными к смене времен года. Проще говоря, в этих местах люди собирались для церемоний.
По словам авторов исследования, археологи и антропологи пока многого не понимают о значении, истории и эволюции недавно обнаруженных ритуальных комплексов, и впереди у них годы работы. Но уже очевидно, что у ольмеков и майя было больше общего, чем считалось. В ходе дальнейших исследований ученые попытаются ответить на ключевой вопрос: привела ли цивилизация ольмеков к развитию цивилизации майя или же майя развивались независимо.
Подписаться