Распространение ИИ в авиаперевозках — это не только расширение возможностей автопилота, но и улучшение подготовки летчиков, снижение профессиональных рисков пилотов, удешевление транспортировки в конечном итоге авиаперевозок, наращивание их объема, рост безопасности и многое другое. Но, конечно, ведущая роль — у беспилотных систем. Современные самолеты с бортовыми компьютерами все равно оставляют пилотам около 90% работы, несмотря на систему посадки и другие технологии.
Группа ученых в рамках проекта NASA работает над проектированием и разработкой систем управления безопасностью для электрических автономных летательных аппаратов — они должны стать первыми в этой сфере.
Сейчас исследовательская группа занята изучением дизайна системы, чтобы минимизировать риски для электрических самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) и решить задачу с их мобильностью в городских условиях.
Новый проект направлен на минимизацию многоуровневых рисков для автономных самолетов. Например, неблагоприятные погодные условия, такие как сильный ветер, влияют на способность электрического самолета безопасно летать и приземляться. Дополнительные риски — неисправности или ухудшение характеристик компонентов электродвигателя, а также угрозы со стороны других самолетов во время полета.
По словам участников проекта, кроме рисков, есть и другие препятствия для более активного внедрения ИИ в авиаперевозки. В первую очередь, это отсутствие нормативной базы — на ее разработку при идеальном сценарии уйдет около 5 лет. И, конечно, невысокий уровень доверия к автопилоту. Кто из нас рискнет сесть в самолет, в котором вообще не будет пилота? Кроме того, нужна инфраструктура, которая будет защищать стратегически важные объекты от беспилотников.
Если алгоритм машинного обучения ошибается, например, в соцсетях, это не так важно. Но если ошибка в той сфере, где безопасность — это вопрос буквально жизни и смерти, итог может быть трагическим. Сейчас участники проекта решают основной вопрос — как гарантировать безопасность при переходе на ИИ.
Кроме того, важно предотвратить угрозы, исходящих от автономных транспортных средств, когда они становятся жертвами кибератак. Ученые планируют объединить несколько механизмов: видеонаблюдение в масштабе города для обнаружения атак и планирование подкрепления для реагирования на атаки и не взаимодействующие между собой транспортные средства.
Они собираются использовать камеры для выявления потенциально нетипичных движений автомобиля, начиная от агрессивного вождения или вождения в состоянии алкогольного опьянения и заканчивая взломанным автономным транспортным средством. В конечном итоге исследователи стремятся обнаружить и предсказать определенный тип поведения, чтобы снизить риск на дороге.
В ближайшем будущем переход на беспилотные системы ожидается в «последней миле» — это этап доставки к конечному потребителю, обычно самое дорогое и сложное логистическое звено. Искусственный интеллект призван удешевить и упростить этот этап. Беспилотные авиаперелеты, скорее всего, начнутся с перевозки небольших пакетов или доставки обедов из местных ресторанов.
В настоящее время проекты перевозок на «последней миле» имеются и ведущих компаний авиационной отрасли, а в Китае уже был запущен беспилотник, который существенно сэкономил время на доставке: там, где автомобилем груз был бы доставлен за минут, по воздуху это заняло 8 минут.
Если такое применение окажется безопасным и успешным, можно будет внедрить технологии в более крупные грузовые и пассажирские авиаперевозки, что потенциально уменьшит загруженность дорог и позволит людям жить дальше от своих рабочих мест. После грузовых, ожидается переход на беспилотное управление в пассажирских перевозках на короткие расстояния, затем — в среднемагистральных авиаперелетах. Потом уже — в дальнемагистральных (от 6000 до 12 000 км), а пока нет даже реальных прототипов таких транспортных средств.
Источник: https://zoom.cnews.ru/rnd/article/item/kak_iskusstvennyj_intellekt_menyaet_budushchee_aviaperevozok
Подписаться